Вероника Платова
литературовед

8 906 7673779 

egentar@mail.ru  

Подобным вопросом задаешься всегда, когда сталкиваешься с произведениями больших мастеров. Любой большой мастер способен на гениальное хулиганство и на хулиганскую гениальность. И поэт Игорь Эгентар с лихвой это доказывает. Впрочем, как раз доказывать он никому ничего не собирается. Просто, когда он показал мне новые стихи для книги «Околесица», я сначала была шокирована, а потом меня разобрал такой смех… Пожалуй, это был даже и не смех, а сардонический хохот. Посудите сами:

…Секрет романсового стиля
В протяжных звуках горловых.
На дне рожденья Гамадрила
Я был в ударе за двоих.

И слушали с благоговеньем,
У новых зверских такт и вкус.
Друзья, смотрите, вновь на сцене
Заслуженный в России Гусь.

(стихотворение «Поющий Гусь»)

Никого не напоминает? То-то и оно!.. У меня сразу же возникли устойчивые ассоциации. На мой вопрос о прототипах эгентаровских басен поэт шутливо отмахнулся рукой и категорично заявил: «Я басен не пишу! Не умею их писать. Это просто стихи о животных, у которых прорисовываются черты некоторых наших общих знакомых».

Мне не хотелось спорить с Эгентаром, ибо переубеждать его – дело бесполезное. Хотя, если разобраться, какая разница, являются ли баснями его стихи о животных или нет? Я, как литературовед, не хотела бы заниматься стилистическими и рифмологическими исследованиями, ибо, как человек, считаю себя большой почитательницей его таланта; и соответственно моя увлеченность не позволяет мне быть объективной.

Если же опять вернуться именно к прототипам героев эгентаровских стихотворений, то складывается впечатление, что 85% нашего политического, предпринимательского и творческого бомонда являются теми самыми Гусями, Индюками, Свиньями, Котами-фигуристами, Гадюками и прочими, прочими, прочими… Кстати, не зря одна из будущих книг поэта так и называется: «Тем, кого люблю и прочим».  Этим самым Прочим там достается по полной программе. В этой книге поэт уже никого не вышучивает, в ней он стегает их плеткой. Да, так стегает, что шкура лохмотьями провисает. Я не оговорилась!.. Именно шкура, ибо у этих Прочих мало чего человеческого осталось.

…Но стремимся к данности ферзя,
Прорубаясь к счастью топорами.
Господи! Юродствовать нельзя,
Лезть в святое грязными руками.
Если же неведом стыд и срам,
Только жаль и Бог-судья в итоге.
Помнится, Христос очистил храм
От торговцев жадных и убогих.

(Из посвящения Алле Пугачевой)

Поэт всегда считал необходимым говорить правду и не скрывать своего отношения к тем или иным людям. Хотя именно эта его способность во многих случаях вредила ему в самореализации. Но Игорь Эгентар именно таков и поэта не переделаешь.

«Если человек талантлив, то таланта отнять у него невозможно. Только если он сам его не растратит впустую или не пропьет. Однако, талант не гарантирует того, что человек в один прекрасный момент не окажется негодяем и не пойдет к своему благополучию по головам других. У меня такая возможность была, но только совесть не позволила… Когда же негодяев одергивал, сам по собственной голове получал…»

В этих словах поэта определяется именно высочайшая степень порядочности и искренности. Для Игоря Эгентара служением Родине является служение Человеку, современнику, находящемуся рядом.

Служение мое есть человек,
Служение мое есть вся Россия.
Поэт всегда ответственен за всех,
Хотя он не пророк и не мессия.

Поэт – носитель слова. Это факт,
Который отрицать никто не может.
Есть правда в поэтических словах
И в мире не бывает их дороже.

Поэт все то, что люди осознать,
В сознание вместить не в состоянье.
И будут слово вечно распинать,
Хотя оно дано им в достоянье.

Ущербных меньше станет и калек,
Воспрянут хромодушные, косые.
Служение мое есть человек,
Служение мое есть вся Россия!

Именно это стихотворение является последним в книге «То, что приносит счастье». Оно как бы определяет все то, что было поэтом сделано до сих пор. Также это стихотворение является программой на будущее, и изменять этой программе поэт не намерен.

error: Content is protected !!