Интервью с поэтом

Взять интервью у русского поэта Игоря Ольгина я решил спонтанно. Интереса у меня к нему не было до тех пор, пока я случайно не оказался в гостях у одного из русских олигархов, куда был приглашен и Игорь. Причем не могу с уверенностью утверждать – специально ли его пригласили или он оказался просто в числе прочих гостей. Но как только застолье перешло в вялотекущую фазу, хозяин попросил поэта что-нибудь почитать. Мое неплохое знание русского языка позволило мне оценить его поэзию, понять его, появилось большое желание познакомиться с поэтом поближе.
К. В.
Вас, вероятно, часто приглашают на частные вечеринки, подобные этой? Не чувствуете себя как говорится «не в своей тарелке»?
И. О.
Я к этому отношусь абсолютно спокойно. Когда поступает подобное приглашение, я заранее знаю, что придется ублажать хозяина и гостей, и поэтому основательно готовлюсь к подобным мероприятиям. Это так же ответственно, как выступать в большом зале. Фальшь видна сразу, ее никак не завуалируешь. А чувствую я себя вполне спокойно и свободно. Если Вы заметили, то никакого высокомерия ко мне никто себе не позволил. Я не эстрадная проститутка, чтоб кто-то мог третировать меня.
 К. В.
Во всем мире среди богатых людей бытует практика приглашать в свой дом известных деятелей искусств на частные вечеринки. И чем известней человек, тем он дороже стоит, т.е. его выступление. Вы не звезда в буквальном смысле исполнительской терминологии. Однако, позвольте поинтересоваться, насколько хорошо оплачивается Ваше выступление?
И. О.
Я стою недешево. (смеется) Далеко не каждый олигарх может себе позволить пригласить меня к себе домой. Зачастую это связано не с моей финансовой вредностью, а с тем, что я или очень хорошо знаю, к кому меня приглашают, или наоборот совершенно не знаю человека и его окружение и поэтому просто опасаюсь ехать.  В любом случае о своих ориентирах и предпочтениях позволю себе умолчать. Чаще всего решение мне помогают принять мои близкие друзья и моя любимая жена, их интуиции я доверяю больше, чем самому себе. Кстати, один из моих друзей довольно регулярно приглашает меня на подобные встречи. Сегодня он тоже среди гостей.
К. В.
Значит, выступления на подобных вечеринках неплохое финансовое подспорье?
И. О.
Несомненно. Но, тем не менее, я имею свободу выбора. Могу ехать, могу не ехать. Дело не в деньгах. Когда я начинаю работать над тем или иным произведением, стараюсь себе представить своего потенциального читателя или слушателя. Меня волнует его духовная и этическая сущность, так сказать, не только профессиональная составляющая, но и уровень миропонимания и мироощущения. Когда кто-либо пытается деловых людей причесывать под одну гребенку, тот делает грубейшую ошибку. Среди олигархов есть весьма порядочные и образованные люди. Их, правда, меньше, чем богатеев-выскочек, для которых нет разницы между Гогеном и Ренуаром, Шекспиром и Байроном. Но кто позволил мне судить их? Не иметь с ними ничего общего лучше, чем пытаться навешивать ярлыки. Возможно, и среди них со временем появятся новые Третьяковы или Морозовы. Жизнь не стоит на месте, вчерашний дурак становится завтрашним мудрецом.
К. В.
А Вы, Игорь, считаете форму публичного исполнения стихов дополнением к кропотливой писательской работе или это отдельная модель творческого самовыражения? Ведь сценическое действо имеет свои законы, в нем совершенно иная энергетика.
И. О.
Работа на концертной площадке требует от автора-исполнителя совершенно иной концентрации, нежели работа за письменным столом. Кстати, именно за письменным столом я пишу довольно редко. Где угодно – в поезде, на природе, в самолете, в кафе или на пляже, часто, бывает, работаю на рыбалке. В кабинете я занимаюсь совершенствованием написанного, ювелирной доработкой. А выступления перед слушателями (зрителями) превращают меня если не в актера, то именно в автора-интерпретатора собственных произведений. Профессиональным чтецам я, конечно, неизбежно проигрываю, ибо они способны преподнести стихотворение так, чего ни один поэт не сделает. Но у меня есть и преимущество, ведь я интерпретирую то, что написано именно мной. Для сравнения можно было бы говорить о художнике, создающем оригинальное живописное полотно, но есть копировщики, способные данное полотно скопировать, возможно, написать даже лучше. Только оригинал оригиналом останется, а копия всегда будет только копией.
К. В.
Несколько лет назад я видел Вас в клипе с популярной эстрадной певицей. Там Вы исполняли роль человека, совершенно равнодушного к красивой женщине. Расскажите историю этого клипа и Ваше отношение к исполняемой в нем песне.
И. О.
Эта песня не моя. То есть к тексту я не имею никакого отношения. Просто в одном закулисном разговоре я автору текста подарил идею стихотворения. И он блестяще эту идею реализовал. Когда же авторская группа и продюсер исполнительницы решили сделать клип для телевидения, поэт вспомнил обо мне и предложил мою персону для съемок. Меня пригласили на кастинг и утвердили. Кстати, певица была сначала против, но в процессе работы мы подружились, и получился прекрасный клип. Сейчас я готовлю сразу несколько текстов для нее, только вот вопрос с композиторами остается открытым.
К. В.
У Вас нет соавторов? Я слышал обратное…
И. О.
Композиторы и поэты редко отличаются постоянством. Я не буду упоминать устоявшиеся авторские пары, в которых измена одного из соавторов может привести к творческим и жизненным драмам. Известен случай, когда один из соавторов решил поработать с другим музыкантом, так композитор из-за этого попал в больницу с инфарктом. Все окончилось весьма печально. Вы заметили наверно, я не упоминаю имен, и делаю это умышленно. Дабы избегнуть инсинуаций.
Соавторы у меня есть. Но обычно на каждый текст я ищу новых, если прежние меня чем-нибудь не устраивают. Расхожее мнение, что поэт, якобы, зависит от композитора, продюсера и исполнителя, настолько же ошибочно, насколько вышеозначенные персоны эгоцентричны и лелеют себя любимых. Я нанимаю их и устанавливаю свои условия, согласные соглашаются, с несогласными я не работаю.
К. В.
Жесткая позиция. Вы не боитесь кого-нибудь обидеть? Мир шоу-бизнеса жесток и циничен и в нем царят свои законы.
И. О.
В мире шоу-бизнеса царят деньги. Любой фигурант из этого мира чего-то стоит. Один больше, другой меньше. Но прежде, чем кому-то за что-то платить, я хочу видеть результат. Человек может быть великим певцом, а результат оказывается нулевым. Потому что и песня не его, и думал он только о финансовой выгоде, а не о творчестве. То же самое касается и музыкантов. Творческая импотенция – явление повсеместное. С продюсерами все немного по-другому. Это несколько иная категория людей. Если, конечно, они не являются одновременно музыкантами и певцами. Но в любом случае любой продюсер слуга денег и с этой позиции с ними я и разговариваю.
К. В.
А Вы сами не занимаетесь продюсированием?
И. О.
Мне это не интересно. Продюсировать кого-то означает вкладывать не только деньги, но и душу и сердце. Во все времена было множество людей, плюющих в душу и сердце. Например, так со мной поступил мой бывший одноклассник. Не знаю, жив он сейчас или нет, я с ним давно не общался. Но уверен на сто процентов, на больничной койке он наверно не раз побывал после своих пакостей. Впрочем, Бог ему судья. Меня его судьба не волнует.
Хотя я не совсем искренен с Вами. Самопродюсированием я все-таки занимаюсь. Но сам себе в душу я никак наплевать не смогу.
К. В.
Нынешняя ситуация в России и в мире наверно не способствует торжеству поэзии. Людям не до стихов.
И. О.
Не совсем с Вами согласен. Настоящая поэзия всегда поэзией оставалась. Просто у каждого художника есть его время, и только Бог решает, когда должен наступить момент истины. А если говорить о поэзии в целом, то большие мастера самородками и остаются, но мусора и пены всегда намного больше. Я уже не раз говорил о так называемых «песенных текстах», о которых писатель Михаил Задорнов высказался очень определенно и конкретно – что это не поэзия. От себя добавлю, в нынешней массовой культуре явление творческой импотенции повсеместно как в музыкальном, так и в текстовом плане. Не зря многие талантливые артисты даже на время выступать прекращают, так как не могут найти достойный репертуар. Но и авторам не всегда удается найти хороших исполнителей. А с некоторыми масс-медийными личностями даже и общаться то противно, не говоря уже о сотрудничестве.
К. В.
То есть для популяризации Вашего творчества необходимы финансовые средства, которые Вы зарабатываете всеми доступными способами?
И. О.
Вы совершенно правы. И так поступают многие творческие люди. Некоторые, правда, сидят и ждут, пока к ним кто-то придет и что-то предложит. У меня на ожидание нет ни времени, ни возможностей.
Мы прощались с поэтом уже в Москве, когда я подвез его в район Арбата, где у него должна была состояться еще одна встреча. Я взял с него слово, что Ольгин разрешит мне опубликовать данное интервью и в свою очередь согласился на публикацию интервью на сайте поэта. К тому же мы договорились, что на презентацию новых книг я обязательно буду приглашен. 
Клаус Вильдебрандт