Главный редактор

Наиболее распространенной ошибкой по поводу персоны главного редактора является мнение, будто он законодатель той или иной тематической и идейно-художественной направленности, которой придерживается руководимая им редакция. Ведь если, в сущности, разобраться, все решения и распоряжения главного редактора формируют два вида заказа. Первым является заказ монопольный, исходящий от владельца издательства (исключением является обстоятельство, когда главный редактор сам является таковым) и номинирующий те или иные приоритеты. Вторым – заказ социальный, исходящий от читателей, т.е. потребителей интеллектуального продукта, созданием которого и руководит главный редактор. К мнению потребителя невозможно не прислушаться и монополисту приходится учитывать его при формировании своего заказа.

Непосвященному человеку трудно понять коллизии взаимоотношений формирующего начала (монополист) и начала исполняющего (главный редактор). Иногда читателям кажется, что достаточно повлиять на последнего, чтобы качество и количество издаваемой литературы мгновенно изменилось. Заблуждение приятное и, по сути, и по существу, но невыполнимое, что и вызывает чувство досады у отдельной категории читателей. Вопрос: «Неужели им трудно издать то, о чем мы просили?» остается без ответа, т.к. ответить на него объективно невозможно, а в субъективность никто не поверит. Заказ социальным становится тогда, когда мнение читательской аудитории начинает превышать некую критическую массу, определяющую экономическую выгодность данного заказа.

Анализируя читательский отзыв и интерпретируя его как позитивный мотив для дальнейших поисков, главный редактор сообразует его с монопольными тенденциями, находя точки соприкосновения. Имея жесткую логичность и конкретность, любое издание логично и конкретно лишь в том тематическом круге, для которого оно существует. Иначе говоря, вы никогда не заставите читать книги по техническим дисциплинам истинного гуманитария и наоборот. В данном случае речь не идет об исключениях, т.е. в некотором роде полиглотах, кругозор которых настолько широк, что зачастую подобные люди начинают бояться самих себя и иногда в конечном итоге сходят с ума.

Положение главного редактора всегда незавидно. Независимо от ситуации, является он владельцем собственного издания или же нанят для выполнения им определенных функций. Прежде всего, это ключевая фигура, отвечающая за конечный результат труда целого коллектива людей, начиная от корреспондентов и рекламных агентов и заканчивая выпускающими редакторами. Труднее главному редактору приходится в ситуации, когда нет ответственного секретаря. Ему приходится совмещать в своем лице обе должности, т.е. степень нагрузок в решении редакционных и издательских вопросов возрастает.

Первый вопрос, который стоит перед любым функционером (не надо бояться этого слова, оно обозначает исполняющего те или иные функции), руководящим издательством или редакцией – это вопрос соответствия редакционных планов (портфеля) тем финансовым средствам, которые могут быть отпущены для их реализации. В любом случае всегда приходится решать вопросы экономии средств путем поиска удешевления полиграфических расходов и оптимизации работы редакционного аппарата. Немаловажное значение имеет стоимость бумаги и источники ее получения (приобретения). Самое банальное, что зачастую бумага приходит к конечному потребителю через вторые, а то и третьи руки, причем сам потребитель даже об этом и не догадывается

К примеру, издательство решает приобрести 60 тонн офсетной бумаги с Соликамского комбината. Менеджер Х созванивается с отделом сбыта комбината, списывается с ними, дело доходит до заключения договора. В графе «Стоимость материала» стоит определенная сумма, удовлетворяющая обе стороны. К этой сумме плюсуется НДС, если он не учтен в самой стоимости (как правило, учтен), железнодорожный тариф и стоимость аренды вагона. В конечном итоге договор подписывается, средства перечисляются, и заказчик получает свою бумагу. Это идеальный вариант. Обычно многие издательства намеренно работают через посредника – фирму, берущую на себя поставки бумаги, картона и т.д. В данном случае стоимость поставляемой продукции фактически не отличается от заводской цены, но надежный посредник избавляет издательство от определенного количества дополнительных соглашений к договору, заключенному издательством напрямую. Как правило, за этими соглашениями стоят те самые непредусмотренные вторые и третьи лица, являющиеся работниками того же самого комбината или бывшие его сотрудники, создавшие припочкованные, но независимые структуры, без которых бывает довольно трудно правильно оформить заказ. Создание трудностей и зарабатывание на этом денег – основная задача подобных структур. Посредник, являющийся обычно уполномоченным дилером комбината, избавлен от необходимости сотрудничества с выше означенными дополнительными структурами, работает напрямую и позволяет издательству либо не держать в штате менеджера по снабжению, либо обходиться всего лишь одним подобным специалистом.

Если главный редактор не знает, с какого комбината его издательство получает бумагу, не знает ее цены и всех производных, то в конечном итоге он не сможет выстроить всю цепочку реализации того или иного проекта. Полагаться на менеджера по снабжению или на своих заместителей ошибочно, ибо они могут не владеть всем объемом информации по проекту или в силу собственной некомпетентности или в отсутствии необходимости их информирования. Возлагать на подчиненных свои функции главному редактору непозволительно, а вот подменить того или иного сотрудника, отсутствующего по объективным причинам (командировка, болезнь и т.д.) он просто обязан. В данном случае имеется в виду написание каких-либо статей, редактирование материалов и участие в монтаже и верстке. Хотя даже и при стопроцентном присутствии сотрудников на рабочих местах и выполнении ими своих функций главный редактор все равно контролирует все стадии продвижения проектов.

Можно было бы и более подробно коснуться нюансов работы главного редактора. Конечно, это заняло бы больше места и времени, но и добавило бы «воды» в конкретику рассматриваемого вопроса. Надеюсь, мне удалось в сжатой форме обозначить те основополагающие моменты, с которых начинается деятельность главного редактора.

 

error: Content is protected !!